и прогнозов
Универсумный подход к христианству и культуре
Христианские ценности в современной культуре (к 2000-летию христианства). Материалы Международной научной конференции 20.12.2000.: в 2-х ч. – Мн.: БГУ, 2001. Ч. 2. – 169 с. Минск, ИЦ УП «Гама-5», 2001, стр. 151-152.
Человеческое мировосприятие - это целостное мировоззрение, в основе которого лежат научная и донаучная (религиозная, мифологичеcкая, мистическая) картины мира, отражающие мировоззренческий космос человека. В каждой из донаучных картин миропонимания выделяется некоторое число основополагающих универсальных космологических идей, в той или иной мере принадлежащих большинству народов и культур.
Массовое сознание социальной общности, по мнению В.Г. Немировского, включает информационные матрицы, особо устойчивые прообразы или социально-культурные архетипы, которые в духовном мире индивида существуют, как правило, неосознанно, наполняясь присущим эпохе или социальной общности живой тканью человеческой мысли и действия, системой норм и ценностей /3,с.52/. П. Бергер и Т. Лукман объединили подобные устойчивые прообразы в символический универсум /1,с.158/. В историческом бытии всей человеческой цивилизации заложены прообразы, рассчитанные на весь маршрут человеческой истории, и это находит свое воплощение в символическом универсуме христианства.
Социально-культурные архетипы в символическом универсуме включают в себя духовные категории, что сближает их с мифами и духовно-идеологической системой христианства. Как пишет Юнг, «прообраз или архетип есть фигура - будь то демона, человека или события, - повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческое воображение» /4,с.229-230/.
Социально-культурные архетипы в символическом универсуме христианства выполняют важнейшую функцию осмысления и упорядочивания социальной и индивидуальной жизни, которая превращается из хаотического потока событий в структурированную последовательность переживаемых ситуаций /3,с.56/. В каждой ситуации просматривается способ бытия (чаще всего как та или иная форма связи с миром Бога).
Духовно-идеологическую систему христианства можно определить как концепцию реальности, которая полагает непрерывное проникновение священных (духовных) сил в мир повседневного опыта. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, «подобная концепция, естественно, предполагает непрерывную последовательность между социальным и космическим порядками, равно как и между соответствующими им легитимациями; вся реальность выступает как сотканная из единой ткани» /1,с.180/. Ведь, как утверждает Т. П. Григорьева, «сознание - это мгновенное, точечное проявление океана бессознательного. В каждом моменте сознания присутствует прошлое, настоящее и будущее, миг есть вечность, так же как точка есть неразвернутая Вселенная, и они суть одно и то же, только пребывают в разных состояниях: явленного и неявленного мира» /2,с.293/.
Универсумный подход П. Бергера и Т. Лукмана предполагает, что система, построенная на основе символического универсума и включающая общую теорию космоса и общую теорию человека, позволяет определять «правильные» действия человека и общества, что зависит от контекста «их «помещения» в космологическую и антропологическую систему отсчета. Например, инцест достигает максимального осуждения из-за нарушения космического божественного порядка и созданной богом природы человека. То же самое можно сказать о неправильном экономическом поведении или любом другом отклонении от институциональных норм». По мнению авторов, на практике неизбежны отклонения от степени точности, с какой определенные сектора институционального порядка помещены в космический контекст /1,c.159/.
Природа, человек, общество и космос через предельные координаты символического универсума христианства являют собой системную духовно-идеологическую реальность, классифицируясь по собственной феноменальной специфике развития согласно иерархии космосферы.
Литература:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: "Academia-Центр", "Медиум" - 1995 г., 336с.
2. Григорьева Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком / Культура, человек и картина мира. М., 1987.
3. Немировский В. Г. Основы теоретической социологии: Учебное пособие / Красноярский государственный ун-т, Красноярск, 1994, 134с.
4. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. - 297с.