и прогнозов
Символический универсум в отражении социально-политического мифа
Феномен коммуникации в социально-гуманитарном знании и образовании: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 12 мая 2002 г. / БГУ. – Минск, 2002 г. - С. 80-83.
Коллективные представления – это сложные переплетения рационального и иррационального, научного знания и «здравого смысла жизни», часто выражающиеся в форме мифа. В синкретичности мифа усматривается целостность, воссоединяющая религию, культуру и науку. Кризисная ситуация в социуме разрушает рациональные мотивы, а через миф происходит восстановление общества, строится новый мир. Тогда необходимость мифа ощущается почти болезненно, а его обретение реконструирует картину мира и позволяет этот мир заново осваивать.
То, что чаще всего ускользало от исследователей, пытающихся использовать миф для объяснения социальных или психических явлений, - это скрытые в нем смысл, идея, а не просто красивый аргумент, аналогия либо обоснование любимой теории. Миф – это иносказание о реальном человеческом опыте, который коллективно выражен в некоей закодированной, образной форме, относительно доступной для восприятия и переживаемой как реальность. При этом реальность мифа возникает именно в вере. Без веры в реальность отношений, напоминаемых в иносказании, миф превращается в мертвый музейный экспонат либо причудливую фантазию. Давно известно, что массы не могут образоваться и сдвинуться с места, пока не сработает какой-то внутренний пусковой механизм, пока во главе массы не встанут вожди, увлеченные идеей и верующие в нее, пока не оформится сама идея, витающая в воздухе.
Если народ или толпа людей будет вести себя как собрание изолированных индивидов, имеющих по любому поводу свое мнение и решимость не соглашаться ни с одним мнением, то в политике и массовых коммуникациях не будет никакого движения, будут царить застой или бунт. Это значит лишь одно: в массовых коммуникациях неизбежна система делегирования, своеобразный «культ личности». И этого не стоит бояться, с этим следует считаться. До сих пор социология и философия с трудом определяются в признании мобилизующего фактора мифологии в контексте объективной социально-политической реальности, занимаясь, по сути, иррациональной борьбой с феноменами. Но ведь в подобном признании не скрыт обман, поскольку рождение мифов опирается на историю и социально-экономические основы жизни, знакомые массе в общедоступной форме или преподносимые ей в качестве откровений. Социальный процесс всегда находит свое символьное выражение. И никакого социального сдвига масса не признает, не найдя для него символа, не испытав удовлетворения от идеи.
Основа управления массой – использование архетипа, древнейших психических установок, основополагающих эмоциональных состояний, поэтому она всегда консервативна, несмотря на видимую революционность. Архетип – это модель, которая представляет собой строй человеческой мысли. Она объективна, поскольку задана традицией более глубокой, чем освоенная обществом культурная традиция. Архетипический мифосюжет нельзя создать. Но приблизиться к нему можно, вникая в смысл через «одежду» культурных, национальных и исторических особенностей той или иной социальной общности.
К сожалению, в современном мире миф стал «обтрепанным» понятием, теряя свое богатое содержание. СМИ создают калейдоскоп мнений, не укорененных в истории, а значит – в архетипах, не имеющих интеллектуальной выразительности, формируют символические сюжеты про сиюминутные ситуации и «подписывают» все определением «миф». Даже признавая такой примитивный подход, следует подчеркнуть, что особенностью подобных символических сказок является их «короткодействие». Мировые религии и древние традиции порождают мифы, действующие тысячелетиями. Без такой мощной опоры современные политические мифы оказываются куцыми, оказывающими непродолжительный и поверхностный эффект. Кроме того, в новых условиях искусство управления массами становится искусством коммуникации посредством общего зрелища или действия с публикой, которая олицетворяется в новом типе лидера – в публицисте. Но ведь общество в наш век информационных технологий очень быстро обучаемо. И уже сейчас все больше теряется вера в публицистические откровения, а ведь вера - это основа мифотворчества и идеологического воздействия.
Идеология включает в себя науку (наукоподобие) в качестве элемента, но в целом идеология ненаучна и соткана из мифов, что позволяет совершить прорыв к массам, в мир эмоций, чувств, фантазий и архетипов. Конечно, эти мифы связаны некоей концепцией как научно или духовно адекватным отражением мира. Но не чистая наука, не религия, не политтехнологии, а «живой миф» позволяет разыграть пьесу, завораживающую человека и дающую руководство к жизни и деятельности с незапамятных времен. Проблема современной политики – отсутствие целостных концепций, пронизанных древнейшими смысловыми мифологическими элементами с проявлением глубинных представлений о Добре и Зле, народных архетипов. Миф может стать моральным примером, иносказательным нравоучением, опирающемся на авторитет древности.
Отдельным примером применения подобного мифотворчества является кампания по избранию Президента России в 2000 году. Обратимся к социокосмономической модели Демократической России (от 21 августа 1991 года, подписание указа Б. Ельцына во время путча). Поскольку одним из ракурсов рассмотрения космограммы является символическая трактовка социального образования, его символический универсум, то активизированные ритмозадающие факторы (имеющие отношение к идеологии и структуре правительства, президентской власти) раскрывают символический смысл разворачивающихся событий, а значит – и востребованный в данное время миф. Итак, в социокосмономической программе Демократической России был зашифрован и развернулся в соответствующее время митраистский миф о человеке, смелом, решительном, предприимчивом, являющимся воином, который ничего не боится. При этом Митра олицетворяет закон, соблюдение заповедей, верность, договор. И Митру в мифологии можно увидеть в образе Солнца, или блистающего Богатыря-победителя, или некоторого всадника с колесницей. Это зависит от того, какая грань человека в борьбе за закон будет раскрыта в личностном аспекте. Как уже было выше сказано, в данном случае акцентирована черта воина. Вспомним, на какой мощной волне решительной борьбы с терроризмом как источником вселенского Зла обозначился на политической арене и воин, и юрист В. Путин. Именно такой мифологический тип и был востребован. Любопытно также то, что символ задействованной точки космограммы указывает на вероятность падения высоких зданий в процессе разворачивания данного мифа. Взрыв зданий в Москве лишь подчеркнул воинский дух будущего лидера, отсутствие страха, спортивную закалку борца, его буквально митраистскую беспощадность в устремлении соблюдения закона. Да и основное дело, которым занялся лидер государства, - серьезная законотворческая деятельность. Не забыты были и иные грани Митры: «всадник на колеснице» - моментальные перемещения и пилотирование самолетом, «Солнце» - поощрение деятелей культуры, даже сравнение Путина по имени в историческом контексте с Владимиром Красно Солнышком.
Таким образом, миф, витающий в воздухе, был угадан и осуществлена опора на древние слои укоренившихся представлений. Поэтому искусство массовой коммуникации посредством общего зрелища или действия вызвало эффект мощного народного подъема.