и прогнозов
Проблема времени в теории социального познания и прогнозирования
Роль субъективного фактора в развитии науки и техники: Материалы X республиканской научно-практической конференции , Минск 26-29 апреля 2000 г./ Академия аграрных наук. – Минск, 2001. – С. 139 – 145.
Объективными основами предвидения являются системное строение явлений и особые свойства времени. Тайна будущего - это тайна времени, и раскрыть ее можно только с позиций подлинно научного подхода к социальной действительности /1/. Общеизвестно, что время через скорость протекания процессов связано с движением, существующем в трех формах: движение, при котором сохраняется качественное состояние предмета (то есть происходят только количественные изменения); движение, при котором изменяется качественное состояние предмета, что предполагает развитие; покой как один из моментов движения. Время должно выражать собой эти три типа смены явлений. Следовательно, необходимо рассматривать три типа времени.
В основе первого типа времени лежит ритмичность (цикличность) процессов. Как отмечал В. И. Вернадский, "измерение этого движения в физике основано в конце концов на измерении периодичности - возвращении предмета к прежнему положению. Таково наше время астрономическое и время наших часов" /2,с.249/. Астрономическое время подчинено временным циклам, действующим в космопланетарной системе. В астрономии за 2,5 тысячелетия ее развития выявлено и изучено большое количество циклических процессов, каждый из которых можно было бы положить в основу определения объективного времени и его единиц измерения. Назовем первый тип времени условным (конечным) ввиду того, что период циклических изменений задается условно, в соответствии с выбранными процессами астрономического характера, с которых следует начинать учет природных и общественных явлений. На историческом пути развития человеческого разума предпочтение было отдано трем процессам - вращению Земли вокруг своей оси, движению Луны вокруг Земли и обращению Земли вокруг Солнца. Объективные ритмы навязаны человечеству объективно существующей космопланетарной системой /3/.
Временная цикличность исторического процесса и его обусловленность космическими факторами была впервые научно доказана А. Л. Чижевским на основе обобщения периодичности исторических событий почти за 2,5 тысячелетия. Цикличность развития в социальной жизни очень много исследовалась в рамках теории циклов, существующей без малого 5000 лет. Интуитивные открытия и научный поиск древних философов, пытающихся проникнуть в суть периодической повторяемости явлений в природе и в развитии общества, обратили человечество к идее взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и макрокосма. Периодические собственные изменения выражаются в колебательности процессов, а значит - время течет организованно из прошлого через настоящее в будущее. Следовательно, зная цикл развития того или иного социального явления, можно прогнозировать объективное время его окончательной реализации в конце цикла. Тот или иной цикл социальной динамики присущ строго определенному объекту, что раскрывает определенным образом его содержание, "закованное" в форму объекта. У всех видов колебаний имеется аналогия в условиях, порождающих свободные колебания, то есть действует один и тот же гармонический закон изменения величины - закон цикла или закон ритма. Социолог В. Косолапов отмечал: "Понятие ритма является таким же фундаментальным, как понятие "информация", "система", "энтропия", "круговорот". В определенном ритме развивается Галактика. Неисчислимые часы клеточной и физиологической активности работают ниже уровня сознания человека, завершаясь в альфа-ритме коры его головного мозга. Весь мир находится в постоянном ритмическом изменении". /4,с.171/. Чем более организован в пространстве-времени объект, тем более у него выражен индивидуальный ритм. Перед нами раскрывается закон ритмической (циклической) временной организации функционирования био- и социосистем на всех уровнях иерархии космосферы.
Второй тип движения, при котором изменяется качественное состояние предмета, создает такой тип времени, которое течет не от прошлого через настоящее к будущему, а от настоящего к последующему настоящему, на протяжении которого система сохраняет свою качественную определенность. Течение этого времени представляет собой последовательную беспорядочную смену промежутков (своего рода импульсов) настоящего /5,с.51-56/. Импульс в объективно кратковременном моменте настоящего в максимально сжатом виде вмещает большую по объему, разностороннюю информацию о прошлом развитии любого явления и его дальнейших возможностях. Мыслительный процесс также осуществляется в импульсном режиме. В таком случае возникает дезорганизация, непериодический характер функционирования социальных систем, обнаруживается способность изменять существующий циклический порядок вещей, что свойственно человеку и человеческому обществу. Второй тип времени формирует закон временной дезорганизации функционирования систем. О таком течении времени упоминал В. Вернадский: "... никогда какая-нибудь точка... не возвращается в эоны веков тождественно к прежним положениям" /6,с.16/. Назовем этот тип времени безусловным (бесконечным) ввиду того, что качественные переходы носят субъективный характер, зависят от внутреннего состояния объекта, и в противоположность первому типу времени - бесконечны.
Термин "будущее" в таком импульсном движении идентифицируется не только с емким содержанием, но и с термином "возможность" /7,с.73/. Будущим любого объекта неизбежно станет реализованная из его же недр возможность. Однако "новые" промежутки настоящего времени, образуемые в результате последовательной смены состояний объекта, дающие развитие и иной уровень, не будут состоять из того же материала, из которого состояли предыдущие промежутки времени. /5,с.51-56/. Будущее, таким образом, это возможность, представляющая собой тенденции дальнейшего развития конкретного объекта и некоторого изначального замысла в виде предзаданности или случайного творческого посыла, лежащего в будущем. И тогда дальнейшее развитие лишь актуализирует отдельные звенья, раскрывая потенции целого по сегментам, подобно лепесткам цветка. Это особый, нелинейный мир, где потенциальное соседствует с реальным.
Например, культурно-историческая, а следовательно - и социальная, предзаданность (в архетипическом духе), основных идей даже такой сферы как современная наука столь основательна, что мощность культурной традиции в подготовке той либо иной идеи, точнее, число прообразов, которые ей предшествуют, может рассматриваться как показатель ее фундаментальности. Чем значительнее идея, тем глубже она прорастает в семантическое поле культуры, тем более длительной и обстоятельной оказывается ее подготовка /8,с.71-72/. Например, самые важные из идей, типа атомизма и эволюционизма, сохранения материи и движения, симметрии и гармонии, эфира и континуальности, вакуума (небытия) и бездны (меона), пронизывают вообще всю историю цивилизации, проходя путь от мифотворческих или философских догадок и художественных прозрений до строгих научных фактов и принципов современной научной картины мира. Космизм древних обладает подобной социальной предзаданностью, что отмечал известный современный мыслитель и социолог П. К. Фейерабенда: "...мы можем допустить существование некоторой интернациональной палеолитической астрономии, которая дала начало школам, обсерваториям, научным традициям, наиболее интересным теориям. Эти теории, выраженные в социологических, а не в математических терминах, оставили свои следы в сагах, мифах, легендах..." /9,с.37/.
В большинстве случаев естественные импульсы "вписываются" в общий циклический характер движения и являются его составной частью, создавая образ, соединяющий в себе как мысль, так и организованную форму, символизируя диалектическое единство безусловного и условного времен. Тогда зная образ (рациональную и иррациональную информацию) социального объекта или явления (или выявляя его в результате долгих наблюдений за циклическими процессами), определяя цикл его организованной динамики, возможно прогнозирование с высокой степенью вероятности объективного времени его реализации в конце цикла и этапов развития.
Однако естественные импульсы могут выделяться в самостоятельный процесс, имеющий отношение к абстрактной, чисто рациональной мыслительной деятельности, не связанной условностями формы. Значит, в одних случаях преобладает тенденция к организованности, а в других случаях - к дезорганизованности социальных систем и явлений. Все большая актуализация у человека с его "второй природой" и интеллектуальной деятельностью второго типа времени создает предпосылки менять естественный ход развития событий, исключая или развивая это будущее, ускоряя или замедляя его. И в наиболее ярком виде такая тенденция связана с обозначением науки. Но и культура как искусственная действительность человека возникает благодаря акцентации на безусловные временные процессы как знаковое оформление опыта, создает самостоятельное содержательное, смысловое поле человеческого бытия. В этом самостоятельном смысловом поле человеческого бытия и находит свое оформление архетипы.
Архетипы, как в образной, так и в рационально-символической форме, знаменуют переживание запредельного и интуитивного, то есть имеют непосредственное отношение к третьему типу времени - "вечному пространству-времени", которое не исключает рационализации (через безусловный тип времени) и "иррационализации" в психических формах сознания и понятиях физической картины мира /8,с.75/. Способность этих универсальных символов-образов выступать базисной предпосылкой для предметных интерпретаций в масштабах всей цивилизации свидетельствует о возможностях получать знание до познания в обычном смысле, о знании, извлекаемом из сфер бессознательных символических переживаний или полученных путем эмпатии. Соответствующий архетипам третий тип времени (соответствует покою), отправляет нас к самым древним источникам философской мысли Востока и Запада.
В зороастрийской, древнеиндийской и древнекитайской философии понятия покоя, пустоты и небытия играли очень важную роль. Философы Древнего Востока старались показать, что наиболее фундаментальная реальность мира не может иметь никаких конкретных характеристик и тем самым напоминает небытие. Особенности гносеологической ситуации, сложившейся к моменту построения квантовой теории, заключались в том, что единая физическая реальность двойственна: она не волна и не классическая частица, а нечто третье, гораздо более сложное, характеризуемое набором потенциальных возможностей. Она настолько глубока, что практически невыразима в строгих научных понятиях, тем не менее в конечном счете определяет не только существование природы, но и бытие человека. Именно прозрачность сознания, ненаполненность объектами позволяет ему вмещать бесконечное множество объектов, служить универсальным фоном для любых мысленных объектов и событий.
Информационно насыщенный, а следовательно - событийный, связный, характер "вечного пространства-времени" отмечался еще в древнейшем китайском источнике "И цзин" ("Книга перемен"). В нем предельно емко изображены воззрения древних на сущность таких понятий, как "вероятность", "закон", "время". Бросая монету, как раз в настоящий момент времени, вопрошающий пытается получить некую структуру, слепок, "иероглиф" текущего момента, с тем чтобы в нем разглядеть звено будущего. Одна из потенциальных возможностей будущего переплетается с законом, с прошлым опытом, и тем самым тень бытия проецируется на настоящий момент. Такого рода композиции настоящего, прошлого и будущего в их одновременном проявлении характерны для процессов саморазвития, с их способностью выявлять скрытые потенции самоорганизующихся систем, свойственные человеку и человечеству.
Творческий посыл человека способен изменять и формировать будущее. Вероятно, сам процесс творчества немыслим без духовной жизни, ориентированной на некоторые в высшей степени абстрактные категории, лежащие в основе нашего мира, а именно, в том числе, - на категории добра и зла. Активная роль человека выражается в свободе выбора между добром и злом и определяющем значении его действий в моделировании будущего. Интересно, что в физике теоретически, наряду с частицами определенного заряда должны столь же часто встречаться и античастицы, что подчеркивало бы симметрию. Однако, как известно, античастичная "четность" в слабых взаимодействиях (то есть на уровне элементарных частиц) не сохраняется. "По-видимому, в какой-то связи с этим стоит преобладание частиц над античастицами" /10,с.163/. Возможно, природа располагает очень действенным способом четкого определения принадлежности любого социального объекта или феномена к одному из двух прямо противоположных неравноценных полюсов, причем промежуточных полюсов не существует. Архетипы коллективного подсознательного связаны с понятиями этих начал, что сближает их с мифами. Поэтому, пишет Юнг, "прообраз или архетип есть фигура - будь то демона, человека или события, - повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческое воображение" /11,с.229-230/.
Человек с его сознанием - это наиболее сложный объект из известных нам в настоящее время. Более того, он представляет собой подобный макрокосму своеобразный микрокосм, в котором как бы концентрируются важнейшие природные структуры и связи. Основываясь на творчески конструктивной природе сознания, естественно полагать, что сознание, воспроизводя некоторые глобальные характеристики бытия, вместе с тем развивает их дальше, совершая в настоящем времени постоянный выбор альтернатив. Ведь именно в настоящем проявляется выбор одной из потенциальных возможностей, заключенной в Вечности.
Литература:
1. Методологические проблемы социального прогнозирования. / Под редакцией Казакова А. П. - Л., Издательство Ленинградского университета, 1975. - 128 с.
2. В. И. Вернадский. Проблема времени в современной науке.
3. Усманов З. Д. Моделирование времени. - М., Издательство "Знание", 1991. - 48 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Математика, кибернетика", N4).
4. Косолапов В. В. Методология социального прогнозирования. - Киев, Головное издательство издательского объединения "Вища школа", 1981. - 312 с.
5. Лолаев Т. П. О "механизме" течения времени. // Вопросы философии. №1, 1996.
6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с.
7. Философский энциклопедический словарь, М., 1983.
8. Крымский С. Б. Культурные архетипы, или Знание до познания. // Природа. N11, 1991.
9. Фейерабенд П. К. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. - 543 с.
10. Урманцев Ю. А. Симметрия. // Пространство. Время. Движение. - М., Издательство "Наука", 1971.- 624 с.
11. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтически-художественному творчеству. // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX век. - М., 1987.