и прогнозов
Феноменологическое освоение социальной реальности как тенденция развития современной социологии
Социологическая наука и современность: Тезисы Международной научной конференции, Минск, 2 октября 2002 г. / Белорусское общественное объединение «Социологическое общество». – Минск, 2002 г. - С. 208-210.
Перемены на постсоветском пространстве привели к освобождению от методологической гегемонии марксизма-ленинизма. Возникла ситуация своеобразного теоретического вакуума, который заполнялся, в основном, за счет зарубежных социологических теорий - сказывалась реакция на долгий отрыв от социологических поисков за рубежом. Однако в последнее время потребности социальной практики и определенные изменения в политических системах стран СНГ дали толчок к развитию социологических исследований, прежде всего прикладного характера, учитывающих реалии этих стран. Возникла острая необходимость преодолеть трудности, заключающиеся в широком распространении представлений о человеке как о существе сугубо рациональном, полностью осознающим свои влечения и действия и преследующим свои интересы. Развитие личности ранее нередко рассматривалось как равномерное движение по восходящей эволюционной линии, предполагающей некие общие механизмы регулирования и управления жизнедеятельностью.
В настоящее время формируется новая картина мира, основанная на синтезе западных и восточных представлений, на единстве строгого рационального познания и феноменологического освоения социальной реальности. Социология становится все более междисциплинарной и деидеологизированной, углубляется понимание чрезвычайной сложности, многомерности и многослойности человеческого бытия. На смену линейному мировосприятию приходит дискретное, на смену эволюционизму - понимание самодетерминации в ответ на возможности, предоставляемые социальной средой.
Повышенное внимание к проблеме взаимодействия социального субъекта и среды наиболее ярко выражено в социальных и ПР-технологиях. Любой элемент социума может выступить субъектом, а окружающие его элементы и взаимосвязи с ними – средой. В свою очередь, среда включает множество субъектов, ни один из которых не может оказать решающего воздействия на поведение других. Поэтому и какие-либо социальные общности или институты, и отдельные индивиды, какими бы общественным статусом и влиянием они не обладали в нашем понимании, фактически имеют ограниченные возможности для воздействия на социальные процессы. Хотя деятельность каждого такого субъекта так или иначе отражается не только на состоянии его ближайшего окружения, но и выходит за рамки социума.
Социальная среда не детерминирует однозначно поведение субъекта, а предоставляет условия для выбора того или иного варианта поведения. Поэтому любой социальный процесс можно представить как серию последовательных выборов, осуществляемых субъектом. Значит, социальная эволюция представляет собой процесс взаимного приспособления и изменения субъекта и среды, подчиняющийся в итоге общематериальным закономерностям. Но общематериальные – не значит природные или проявленные физически. Из этого не следует, что благодаря успехам социобиологии, зоопсихологии и этологии постепенно стирается грань между социальностью животных и социальностью человека (животные и даже насекомые, например, пчелы, муравьи, термиты, образуют достаточно сложно организованные социумы). Ведь отличительная черта человека как родового существа не столько инстинктивно социальная, сколько духовная, предполагающая способность к творчеству, стремление к высшим ценностям, к Абсолюту. Именно духовности человечество обязано своим прогрессом, но прогрессом не материальным, не научно-техническим, а нравственным. Те же социумы, которые затаптывали в людях ростки этого качества, несмотря на научные и технические достижения, оставались на уровне животных стай.
Культурность, образованность непосредственно не увеличивают духовность человека. Подчас люди невежественные могут превосходить своей духовностью людей культурных, а люди образованные уподобляться нашим меньшим братьям. Материальное благополучие также не гарантирует духовное богатство. Негативно отражаются на духовной деятельности только две крайние степени материального достатка: нищета и роскошь. К духовным относятся те человеческие проявления, которые созвучны понятию многослойности бытия и ощущению многообразных нитей, связующих физический план жизни с планами духовными, иноматериальными, обнажающими совесть. К этому имеют отношение области религии, эзотерической философии, феноменологической социологии, универсумной социологии, космономии, высокой этики и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств. Ведь сами по себе не «чистая», рациональная наука, не религия, не социальные и политтехнологии, а идейные представления и «живой миф» позволяют в человеческих общностях разыграть пьесу, завораживающую человека и дающую руководство к жизни и деятельности с незапамятных времен.
Таким образом, центр внимания современной социологии перемещается на эволюционирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности - внешнему миру, макрокосмосу, так и к реальности субъективной - внутреннему миру, микрокосмосу.